Руководство по проектированию АЗС на 4 поста с подземными резервуарами и колонкой для большегрузов
Наша экспертиза: проектирование ТЭК-объектов, опыт — более 15 лет, десятки объектов в составе категории ОПО, успешные вводы в эксплуатацию под контролем Ростехнадзора, МЧС и Роспотребнадзора.
Проектирование автомобильной заправочной станции (АЗС), особенно относящейся к категории опасных производственных объектов (ОПО), — это инженерная задача повышенной ответственности, где нет места упрощениям или «формальностям».
В этой инструкции рассматривается АЗС на 4 поста с двусторонними ТРК (топливораздаточными колонками)для трёх видов топлива (АИ-92, АИ-95, ДТ). Четвёртая колонка — выносная, вне зоны навеса, — предназначена для заправки большегрузов. Резервуары — подземные, вынесенные за пределы навеса, с системой контроля герметичности.
- Исходные данные и подготовка к проектированию
Проектирование начинается с сбора исходно-разрешительной документации (ИРД):
1.1. Правоустанавливающие документы:
- Свидетельство о праве собственности/аренды земельного участка;
- Виды разрешённого использования — «для размещения автозаправочной станции» или иные, не противоречащие ПЗЗ (правилам землепользования и застройки).
1.2. Инженерные изыскания:
- Инженерно-геологические: бурение скважин ≥5 м, определение УГВ, несущей способности грунта, наличия плывунов, торфяников и т.д.;
- Инженерно-геодезические: топосъёмка М 1:500 с нанесением существующих сетей;
- Инженерно-экологические (при необходимости).
1.3. Технические условия (ТУ):
- Электроснабжение (не менее 25–30 кВт, I категория надёжности);
- Водоснабжение и водоотведение (или проект локальных очистных сооружений);
- Связь, интернет (для POS-систем, АСУ ТП и систем мониторинга);
- ТУ на подключение к газопроводу (если есть потребность в ГРПШ или отоплении).
- Стадии проектирования
Проектирование ведётся в две стадии:
2.1. Стадия П (Проект)
- Разработка для прохождения государственной или негосударственной экспертизы;
- Обязательна при проектировании объектов ОПО, при использовании опасных веществ свыше пороговых значений (например, >10 м³ СУГ).
2.2. Стадия РД (Рабочая документация)
- Чертежи, спецификации, пояснительные записки для строительно-монтажных работ;
- На её основе оформляются акты скрытых работ, авторский надзор и контроль качества.
- Разделы проекта (в составе стадии П и РД)
Проект должен включать минимум следующие разделы:
ПЗ – Пояснительная записка → Назначение, параметры, принятые решения, нормы
ГП – Генеральный план → Расположение ТРК, резервуаров, въездов, СЗЗ, ППР (пожарные проезды)
АР – Архитектурные решения → Операторская, санузел, навес, кладовая СЗР
КЖ, КМ – Конструктивные решения → Фундаменты ТРК, резервуаров, павильона
ОВ, ВК – Отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация → Санитария, пожаротушение
ЭО, ЭН, ЭМ – Электроснабжение, электроосвещение, молниезащита → I категория, АВР
СО – Связь и охрана → Видеонаблюдение, сигнализация, СКУД(система контроля и управления доступом)
ТХ – Технология → Размещение и логика работы ТРК, резервуаров, топливных трубопроводов
ПБ – Пожарная безопасность → Расчёты по СП 156.13130.2014, планы эвакуации, выбор огнетушителей
ООС – Охрана окружающей среды → Очистка ливнёвки, защита от проливов
СМ и ВМ – Сметы, ведомости → Базовые и текущие цены
Ключевые технические решения
4.1. Резервуарный парк:
- Подземное размещение, вынос за пределы проезжей части и навеса;
- Объём каждого резервуара: 30–50 м³, допускается разделение на секции;
- Материал: двустенные резервуары из стали с антикоррозийным покрытием;
- Обязательная система контроля герметичности (п. 7.10 СП 156).
4.2. Топливораздаточные колонки:
- 3 ТРК под навесом: двусторонние, обслуживают легковой транспорт;
- 1 выносная ТРК — отдельно стоящая, минимум 9 м от навеса, обслуживает фуры;
- Разделение по видам топлива (АИ-92, АИ-95, ДТ) через маркировку и гидравлику.
4.3. Трубопроводы:
- Только стальные или композитные с антикоррозионной защитой;
- Без пересечений с кабельными трассами (п. 6.14 СП 156);
- Трассы с уклоном к технологическим колодцам;
- Все соединения — фланцевые/резьбовые с возможностью ревизии.
5. Пожарная безопасность и СП 156
Основной норматив — СП 156.13130.2014. Ключевые выдержки:
- Расстояния от резервуаров до зданий Ф1.1 – не менее 25–50 м (табл. 1);
- Площадка АЗС — с уклоном от зданий и дорог (п. 6.21);
- Обязательно: система АПС (автоматическая пожарная сигнализация), АУПТ (автоматическое тушение), оповещение;
- Навес — только негорючие материалы класса С0, опоры с пределом R60;
- Въезды и разворот АЦ по радиусу ≥ 12 м, ширина ППР ≥ 3,5 м (п. 6.27).
- Проверки, согласования и экспертиза
Что необходимо:
- Экспертиза проектной документации — государственная или негосударственная (в зависимости от источника финансирования);
- Заключение по ПБ (пожарной безопасности);
- Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение при наличии СЗЗ;
- Подтверждение соответствия категории ОПО — ФЗ №116, постановление №804.
ТЭК Вывод
Проектирование АЗС — это строго регламентированный и высокорискованный процесс, особенно в случае подземных резервуаров, вынесенных ТРК и объектов, подпадающих под категорию ОПО. Никакая экономия не оправдывает компромиссов в:
- Геологии и дренажной системе,
- Пожарной безопасности и гидравлике топлива,
- Электропитании и связи с внешними системами контроля и отчётности.
Малейшая ошибка в проекте — это не только угроза срыва сроков, но и прямая опасность жизни людей.
Если проект делается — его нужно делать с ТЭК Инжиниринг, технически грамотно, документально выверено и в строгом соответствии со всеми действующими СП, ГОСТ, СанПиН и ФЗ.